Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

дюркгейм эмиль

Энциклопедический словарь

Дюркге́йм Эмиль (Durkheim) (1858-1917), основатель французской социологической школы. Выступил против индивидуально-психологических и биологических направлений, рассматривал общество как реальность, несводимую к совокупности индивидов. В то же время отводил определяющую роль в обществе «коллективному сознанию». Разделение труда считал основой общественной солидарности и трактовал социальные конфликты как патологическое явление. Основные сочинения: «О разделении общественного труда» (1893), «Самоубийство» (1897), «Элементарные формы религиозной жизни» (1912).

* * *

ДЮРКГЕЙМ Эмиль - ДЮРКГЕ́ЙМ (Durkheim) Эмиль (1858-1917), французский социолог, один из создателей социологии как самостоятельной науки, основатель французской социологической школы. Родился в городе Эпинале в семье небогатого потомственного раввина (см. РАВВИН). В детстве он тоже начал учиться на раввина, но после смерти отца отказался от религиозной стези. Первоначальное образование получил в колледже родного города, в 1879 поступил с третьей попытки в Высшую Нормальную школу в Париже, которую закончил в 1882. В течение трех лет преподавал философию в провинциальных лицеях Франции. В 1885 он совершил поездку в Германию для дополнительного ознакомления с философией, социальными науками и этикой. По возвращении начал читать курс лекций по социальной науке и педагогике на филологическом факультете в университете Бордо. В 1893 защитил докторскую диссертацию «О разделении общественного труда» и в 1896 возглавил кафедру «социальной науки». Это была первая кафедра и первый учебный курс по социологии не только во Франции, но и во всем мире. Работая в университете Бордо, Дюркгейм публикует две свои самые знаменитые работы: «Правила социологического метода» (1895) и «Самоубийство» (1897).

В 1898-1913 он руководил изданием «Социологического ежегодника» - первого в мире специализированного научного журнала по социологии. Сотрудники этого журнала образовали научное сообщество «Французская социологическая школа», которое играло значительную роль во французской социологии даже после смерти своего основателя. В 1902, получив звание профессора, Дюркгейм перешел в Сорбонну, где возглавил кафедру «науки о воспитании» (с 1913 переименована в кафедру «науки о воспитании и социологии»). Обладая хорошими ораторскими способностями, как преподаватель он пользовался заслуженным успехом. В этот же период вышла его последняя крупная работа «Элементарные формы религиозной жизни» (1912).

Является создателем нового социологического менталитета - социологизма мышления. Кардинально обогатил методологический фундамент социологической науки; системно исследовал социальные патологии (см. ПАТОЛОГИЯ) и дисфункции, наметил пути их преодоления; первым из социологов применил методы математико-статистического анализа социальных данных (в частности, корреляционный анализ (см. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ)); одним из первых проанализировал социальные функции религии. Выступил против индивидуально-психологического и биологического направлений, рассматривал общество как реальность, несводимую к совокупности индивидов. В то же время отводил определяющую роль в обществе «коллективному сознанию». Центральным понятием в социологии Дюркгейма была категория солидарности (см. СОЛИДАРНОСТЬ), которую он делил на механическую (характерна для ранних стадий развития общества) и органическую. Разделение труда (см. РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА) считал основой общественной солидарности и трактовал социальные конфликты как патологическое явление, или аномию (см. АНОМИЯ) (ввел это понятие). Одно из крайних проявлений аномии - самоубийство. Изучая религию как социальный институт, пришел к выводу о том, что единственным общим элементом различных между собой религий является ритуал (см. РИТУАЛ). Классифицировал социальные функции религии; считал, что самой уникальной и неповторимой из них является эйдетическая (эйфорическая). Основные сочинения: «О разделении общественного труда» (1893), «Самоубийство» (1897), «Элементарные формы религиозной жизни» (1912).

Энциклопедия Кольера

ДЮРКГЕЙМ Эмиль (Durkheim, Emile) (1858-1917), французский социолог, один из первых представителей функционализма, родился в Эпинале 15 апреля 1858 в семье потомственного ученого раввина. В Высшей нормальной школе, которую он окончил в 1882, его учителями были философ Эмиль Бутру и историк Фюстель де Куланж. Дюркгейм преподавал в нескольких провинциальных лицеях вплоть до 1887 (с годичным перерывом на стажировку, в том числе в Германии). В 1887-1902 читал лекции по социальным наукам и педагогике в университете Бордо. В 1902 Дюркгейм был приглашен в Парижский университет, где ему в 1913 наконец удалось заставить признать социологию самостоятельной областью исследований. Дюркгейм полагал, что предмет социологии - особая социальная реальность, "социальные факты", существующие как бы над индивидами и имеющие принудительный характер. В 1896 он основал "Социологический ежегодник" ("L'Anne sociologique"), которым руководил до начала Первой мировой войны. Исходная идея Дюркгейма заключалась в том, что представления идеалистов о природе человека и общества ближе к реальности, чем взгляды социальных мыслителей (от Гоббса до Спенсера), стремившихся опереться на "науку". Задача, следовательно, состояла в том, чтобы "перевести" эти представления с языка метафизики на язык объективного научного метода. Исследование первобытных сообществ и религий подтвердило для него правильность поставленной цели. Первая работа Дюркгейма, О разделении общественного труда (De la division du travail social, 1893), содержала критику концепции Спенсера - взгляда на общество как систему "договорных" отношений между индивидами, обменивающимися товарами для более эффективного удовлетворения личных желаний. Разделения труда в развитом обществе служит для поддержания его "солидарности", а само общество - система социальных явлений, выполняющих определенные функции, которые соответствуют "социальным потребностям". Четыре года спустя в монументальном труде Самоубийство: социологическое исследование (Le siucide: Etude de sociologie, 1897) Дюркгейм предложил термин "аномия" для обозначения одного из факторов, способствующих увеличению числа самоубийств. Аномия - это падение авторитета тех моральных норм, которые регулируют и направляют удовлетворение желаний. Такого рода моральный вакуум возникает в переходные периоды, когда прежние нормы уже не действуют, а новые еще не сформировались. До сих пор исследования по социальной дезинтеграции опираются на некоторые идеи дюркгеймовского труда. Предложенное им понятие "коллективного сознания", несмотря на всю критику, которую оно вызвало, привлекло внимание к тому факту, что социальная жизнь зависит от системы ценностей, разделяемых членами общества. С любой такой системой ценностей связана совокупность фундаментальных идей (или "категорий"), в терминах которых члены общества истолковывают общий для них мир и поддерживают общение друг с другом. Функция ритуалов, в том числе религиозных, - в поддержании и воссоздании преданности индивидов общим ценностям. Среди важнейших трудов Дюркгейма - Правила социологического метода (Rgles de la mthode sociologique, 1895); Элементарные формы религиозной жизни (Les formes lmentaires de la vie religieuse, 1912); Социология и философия (Sociologie et philosophie, 1924).

Умер Дюркгейм в Фонтенбло под Парижем 15 ноября 1917.

ЛИТЕРАТУРА

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991

Словарь народов и культуры

Дюркгейм Эмиль

(Durkheim, Emile) (1858-1917), франц. социолог-позитивист, основатель франц. социологической школы. Д. доказывал, что задача социолога состоит в изучении социальных факторов, таких, как обязанности, законы и обычаи, объединяющих людей в об-во и определяющих их поведение. В кн. Д. О разделении общественного труда (1893) прослеживается движение от того, что Д. называл механической солидарностью, к солидарности органической. Первую он рассматривал как св-во простых об-в, члены крых совместно выполняют общие обязанности и подчиняются общим правилам. Эта форма социальной оргции разрушилась, когда об-во стало более дифференцированным. Совр. об-ва основаны на разделении труда, причем работа в них важнее семьи, а поведение людей определяется социальными ожиданиями, соответствующими роли в об-ве. Д. считал, что подобная форма об-ва неустойчива и может привести к конфликтам и аномии. В кн. Самоубийство (1897) Д. предвосхитил систематическое использование статистики при объяснении социальных проблем. В частности, он обнаружил, что уровень самоубийств среди солдат выше, чем среди гражд. лиц, а среди не состоящих в браке выше, чем среди женатых, и пришел к выводу, что обстоятельства каждого частного случая не могут объяснить общие тенденции без учета социальных факторов, напр., уровня интегрированности разл. групп в об-во. Д. оказал влияние и на антропологические исследования, особенно своими поздними работами Примитивная классификация (в соавторстве с Марселем Моссом, 1903) и Элементарные формы религиозной жизни (1912).

Полезные сервисы